Территориальные схемы по обращению с отходами

Территориальная схема по обращению с отходами.

Территориальная схема обращения с отходами - это документ, который содержит описание текущей ситуации с отходами в регионе: данные об источниках образования ТКО, о массе и объемах ТКО, о контейнерных площадках и их характеристиках, объектах инфраструктуры, схемах потоков отходов и т. п. Согласно законодательству, территориальная схема определяет зоны деятельности региональных операторов и тариф на обращение с отходами в регионах. А обязательной составляющей любой территориальной схемы - опять же согласно закону - является ее электронная модель.

Территориальная схема должна содержать прогноз изменения мусорного тарифа и оценку объема капитальных вложений в строительство, реконструкцию или выведение из эксплуатации объектов обращения с отходами, например полигонов или заводов по переработке. А создать реалистичный прогноз можно только на основе модели, построенной на математических алгоритмах. Таким образом, электронная модель становится необходимым средством для разработки территориальной схемы обращения с отходами.

Территориальная схема — совокупность графического (схемы, чертежи, планы и иные материалы) и текстового описания системы организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и направлений ее развития на определенный период.

Схема является базовой основой организации и координации деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований по обращению с отходами.

Организация и совершенствование эффективной системы управления отходами – длительный и сложный процесс. Реализация региональной Схемы позволит заложить основы для создания современной технологичной системы обращения с отходами, ориентированной в направлении максимального использования и минимального захоронения отходов.

 

Установление нормативов накопления ТКО.

Сфера обращения с ТКО, как и нормативы потребления горячей и холодной воды, электричества и тепла, нормы накопления ТКО нужны для расчета стоимости содержания одного квадратного метра жилья или иного показателя образователя отходов. На нормативы накопления ТКО влияет целый ряд факторов. Например, благоустроенность жилья (есть ли в нем система централизованного отопления) или возможность раздельного сбора составляющих мусора (бумаги, картонных упаковок, пищевых отходов, пластиковых бутылок).

Установление нормативов накопления ТКО относится к полномочиям субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).

Нормативы определяются исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно. В свою очередь, расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

Определение нормативов образования ТКО выполняется в несколько этапов в течении одного года.

Первым этапом определяется перечень категорий отходообразователей и их расчетные единицы, помимо стандартного перечня, рекомендованного Методическими рекомендациями  по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (Приказ Министерства ЖКХ от 28 июля 2016 года N 524/пр), категории могут быть дополнены в связи со спецификой хозяйства субъекта РФ.

Вторым этапом выполняются натурные замеры объема и массы ТКО по утвержденному перечню категорий (отходы от населения, торговые объекты, объекты социальной инфраструктуры и пр.). Натурные наблюдения выполняются в каждый сезон года, в течении 7 дней, ежедневно по каждому объекту. Замер массы  проводится путем взвешивания специализированным оборудованием различных ёмкостей накопления отходов, замер объемов определяется по заполненности стандартизированных контейнеров.

На третьем этапе происходит подсчет образования ТКО от каждой категории отходообразователей на расчетную единицу, в качестве которой может выступать: количество торговых мест, квадратных метров, расчетная мощность объектов социального обслуживания и пр.

Рекомендуемый период уточнения нормативов образования ТКО 1 раз в 5 лет.